Чёрно-белая картина про любовь, кровь и социализм

Чёрно-белая картина про любовь, кровь и социализм
data-id="2526178">

Дмитрий Тёткин,20 декабря 2018, 16:45 - REGNUM  

Чёрно-белые фотографии обычно настраивают на ностальгический лад, кроме того, сильно отдают документальностью… Часто именно поэтому многое историческое кино снимается сейчас под «чёрно-белое». Кроме того, это чуть упрощает задачу художникам и костюмерам. В истории отечественного кино известны несколько примеров (например, Герман), когда чёрно-белая стилистика декларировалась как принципиальная. Однако перед нами польская картина, что сразу создаёт некоторые объём и конфликт. Вроде бы как бы «славянские братья», с другой стороны - все политические и культурные сложности и обертона.

Перед нами история «любви», которая сделана с некоторой долей мелодраматизма. Не случайно, что она заканчивается «двойным уходом из жизни». Частые истории подростковых драм. Почитайте в газетах. Но не только подростковых. Кажется, Цвейг был вполне взрослым человеком… Но что-то в этом есть от «максимализма», «быть вместе навсегда», «Ромео и Джульетта», «смерть объединит нас». Одновременная слабость и попытка стать сильнее судьбы.

Сама история в фильме постоянно мечется якобы между «счастьем близости» и «разлукой» героев. Речь идёт о «самой большой любви жизни». Но в это почему-то (мне лично) не верится. Кажется это фальшивым и искусственным. Но ведь в любви - кто как умеет. Не исключено, что в зале не хватит мусорных корзин для сопливых заплаканных платков. Это всё происходит на фоне послевоенной Польши, потом -эмиграции, песен (в том числе в реке), плясок, паровозов, спецслужб, лагерей, виз… Всё происходящее - с сильным акцентом в сторону искусства. Почти мюзикл перед нами или музыкальный фильм. Так, героиня, например, хочет стать «певицей». И даже записывает пластинку во Франции (вероятно, «капиталистическом рае»). В этом смысле фильм может быть интересен любому студенту творческого вуза как образец уроков танца и вокала. Стоит ли говорить, что будет здесь и «народный вокал», и «патриотически-коммунистический» и «либерально-джазовый». Вся палитра. Перед нами энциклопедия певческой жизни - почти.

Сложно сказать, насколько это всё реалистично. Мне кажется, что не слишком, но ведь любая история любви несёт в себе запас романтизма. В конце концов, школьницы, которые рисуют принцесс в тетрадках, не должны думать о том, что в их жизни никогда так не будет… Кино это и выполняет схожие функции - давать иллюзию «огромной любви». За доступную цену билета. В данном случае создатели пытаются балансировать между романтикой и реализмом, но в итоге оказывается, что и сказкой с «счастливым концом» это никак не становится, более того - всё пропитано предательством и пошлостью обыденности, но и правды жизни в полной мере здесь тоже не слишком много, ибо герои ведут себя согласно условным романтическим клише или стереотипам любовной истории. Да и политические клише тоже ожидаемы. В фильме есть несколько довольно смешных сцен, однако романтической комедии перед нами тоже не получается. А что получается? Очередная попытка рассказать историю любви на фоне политики, но после Кундеры это довольно сложно сделать лучше и по-новому.

2
Источник: https://regnum.ru/news/cultura/2526178.html
Дата:
70
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!